История повторяется…
Ровно 194 года назад – 11 февраля (30 января) 1829 года – произошло нападение на посольство России в Тегеране. Это событие стало резонансным даже для тех суровых времени знаменательным в персидской «дипломатии».
КОНТЕКСТ
В первой половине XIX века между Российской империей и Персией произошло две войны, завершившиеся тяжелым поражением персов. Во время второй войны российские войска заняли Тебриз, Урмию, Хой, Ардебиль и находились на расстоянии двух дней пути от столицы – Тегерана. Шахское правительство было вынуждено просить о мире.
По итогам войн персы признали вхождение в состав России Грузии и азербайджанских ханств. Туркманчайский мирный договор фактически разделил Азербайджан на Южный и Северный, что стало серьезным ударом для местного населения. Кроме того, по договору на завоеванные Россией территории должны были переселиться тысячи армян из Персии. Таким образом Российская империя брала армян под свое покровительство.
Грибоедов и армяне
Вопросам мирных переговоров с Персией Россия уделяла большое внимание. Разгоравшаяся с новой силой Кавказская война против горцев требовала урегулирования отношений с персами и закрепления южной границы империи. Именно в это время на Южном Кавказе появляется русский писатель и дипломат Александр Грибоедов. В 1818 году он получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии. Поначалу Грибоедов, не знавший языка и традиций, тяготился пребыванием на Южном Кавказе и в Тегеране. Но в дальнейшем судьба свела его с выдающимися представителями местной интеллигенции, а дружба с преподавателем Санкт-Петербургского университета Мирзой Джафаром Топчибашевым вылилась в изучение азербайджанского, персидского и арабского языков.
Первой значимой миссией Грибоедова в Персии стало вызволение из плена русских солдат. В то время он познакомился с множеством армян и составил о них неприятное мнение. В 1819 году он писал своему шефу в Тегеран: «Что за подлое отродье эти армяне! Никто из них и знать меня не хотел, а при этом всегда на ухо шепчут, что мы их будущие покровители. Хороши протеже? Они нас продают тем самым персам, которые готовы их распинать и варить под любым соусом; еще недавно они сожгли двоих армян в Нахчыване...»
В дальнейшем Грибоедов сблизился с армянским писателем Хачатуром Абовяном, который из кожи вон лез, чтобы составить у российского дипломата благоприятное впечатление об армянах. В итоге Александр Сергеевич увидел в армянах возможность укрепления лояльности России на южных рубежах страны, хотя изначально на вновь завоеванные земли предполагалось переселить до 30 тысяч казаков.
И снова – предательство
Грибоедов участвовал в разработке ключевых условий выгодного для России Туркманчайского мирного трактата (1828), в том числе в получении от Персии огромной по тем временам контрибуции в 20 млн рублей серебром. Назначенный в том же году послом России в Персии, он выехал для продолжения своей службы в Тегеран. В течениетрех месяцев его пребывания там он стал участником интриг шахского двора и могущественной армянской диаспоры города.В посольство стекалось множество армян, просивших Грибоедова о помощи с переселением в области, занятые Российской империей, в их числе был даже евнух шахского гарема, главный казначей и хранитель драгоценных камней шаха Якуб Маркарьян. При известии о его бегстве гневу шаха не было предела, и его обвинили в казнокрадстве. Шах потребовал выдать беглеца, на что Грибоедов ответил отказом. Ситуация усугубились после того, как в русской миссии укрылись две армянки из гарема родственника шаха – Аллахъярхана Каджара.
Это стало причиной недовольства исламских фанатиков, которые начали антирусскую пропаганду на базарах и в мечетях.11 февраля, в годовщину подписания Туркманчайского мирного договора, толпа тегеранцев, возглавляемая людьми Аллахъярхана, напала на русское посольство. Конвой миссии оказал сопротивление, но силы были неравны. Грибоедов спустился к входной двери, которую пытались оборонять казаки, и присоединился к ним. В результате того нападения погибли все 38 находившихся в посольстве человек. Это стало причиной дипломатического скандала, и Персии с трудом удалось избежать большой войны: наследный принц Каджарской империи Аббас Мирза сумел задобрить Россию ценными подарками и клятвенными заверениями.
Исторические параллели
И вот спустя без малого 200 лет история повторяется: террорист вторгся в дипмиссию Азербайджана в Тегеране и расстрелял охранников. Историк Ризван Гусейнов считает, что между двумя этими событиями действительно можно провести параллель.
– Тогда тоже был раскол между представителями высшего руководства Каджарской империи: существовала достаточно влиятельная группа чиновников, считающая условия мира с Россией унизительными и ратующая за возобновление войны. И в этот раз мы отчетливо видим «ястреба». Это – КСИР. Он имеет отдельную армию с различными родами войск. КСИР зарабатывает огромные деньги на контроле над наркотрафиком и различными террористическими организациями.И даже контролирует ядерную программу Ирана.По всей видимости, эта организация и является одним из детонаторов или интересантов теракта в Посольстве Азербайджана в Тегеране. Думаю, они прекрасно знали историю с Грибоедовым: некоторые детали были специально подогнаны под это дело в качестве придания акции назидательного характера.
Бдительность охранника Азербайджанского посольства не дала превратиться этому теракту в трагедию – а ведь в здании жили и семьи азербайджанских дипломатов. Атака на них могла спровоцировать серьезный кризис в азербайджано-иранских отношениях и сделала бы неизбежной эскалацию, вплоть до военно-политического конфликта. Этого, к счастью, удалось избежать.
Присутствуют в этой истории и мистические совпадения: день недели – пятница, и тогда, и теперь;схожесть погодных условий:и при первом нападении шел мелкий снег, и сейчас. Правда, это мелочи по сравнению с угрозой большой войны. Грубо говоря, победила другая группа в иранской власти, понимающая, что им нужен устойчивый мир с соседями.